Предметно-цикловая комиссия специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»
Редкая профессия – специалист театрально-декорационного искусства.
Профессия специалиста театрально-декорационного искусства — одна из интереснейших профессий, творческая и увлекательная.
О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов — газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, поролона и пенопласта — любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи, способного создать образец декорационного искусства ничем не уступающий произведению искусства.
Специалист театрально-декорационного искусства востребован не только в театре. Появление такого вида искусства, как театр, дало в настоящее время начало развитию интересного направления — профессии дизайнера декоратора. Декоратор не только способен создавать настоящие произведения искусства и обладать нестандартным творческим мышлением, но и обширными знаниями современных материалов, тенденций, истории «больших стилей», традиций оформления интерьеров.
Сфера применения декораторского труда очень широка: от украшения отдельных предметов до создания декора интерьеров, кафе, выставочных залов, и т.п.
Несомненно, кроме врожденных художественных способностей, умения нестандартно мыслить, творческого мышления и воображения, дизайнеру декоратору для полного овладения профессией потребуется большая база общих и специальных знаний и умений.
В соответствии с Государственным заказом департамента по культуре администрации Владимирской области в 2004 году в колледже была открыта новая специальность 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) вид – Художественно-бутафорское оформление спектакля по подготовке специалистов театрально-декорационного искусства.
При открытии специальности установлены контакты с ведущим учебным заведением по подготовке кадров данного вида — Московским театрально-художественным колледжем № 60.
Выбрав данную специальность, студенты имеют возможность получить не только хорошее академическое образование по рисунку, живописи и скульптуре, но и приобрести знания в области дизайна сцены и интерьера, овладеть новейшими технологиями в декораторском искусстве и изучить секреты старых мастеров театрального искусства.
Вступительные испытания проходят по творческим дисциплинам: рисунок и живопись. Ставится несложная постановка из 3-4 предметов и дается два дня по 4 часа на каждый предмет.
При поступлении на специальность «Театрально-декорационное искусство» внимание уделяется не только природной одаренности абитуриента, но и его заинтересованности в приобретении данной профессии.
На первых двух курсах интересные специальные предметы: «Театральная бутафория», «Основы специальной композиции», «Бумажная пластика», «Черчение» и задания по ним вовлекут студентов в специальность, а преподаватели отделения, большинство из которых опытные практикующие профессионалы постараются привить художественный вкус и развеять стереотипное мышление. На протяжении всего обучения их будут учить рисунку, живописи, скульптуре, а также ряду профилирующих теоретических спецдисциплин — «Пластической анатомии», «Истории театра», «Истории изобразительного искусства», «Истории материальной культуры».
Для более успешного выполнения студентами учебных и творческих заданий процесс обучения построен так, чтобы каждое исполнение практических работ следовало непосредственно сразу после рассматриваемой теоретической темы.
Все практические занятия не только активизируют студентов на уроках, но и способствуют формированию таких творческих качеств как наблюдательность, фантазия и воображение, развивают логическое, ассоциативное, образное и абстрактное мышление студентов, приобретению навыков изготовления бутафорских объектов, имитации различных материалов.
На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы, как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, умению лепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.
На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.
На третьем и четвертом курсах студенты станут изучать специальные предметы более глубоко. К ним прибавятся «Театральный макет», «Дизайн ассамбляжа», «Роспись ткани».
Театральный макет — это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, один из проверенных способов передачи информации, наиболее зримое средство выражения мысли художника, имеющий обобщенное конструктивное и художественное содержание. Оказывает влияние на его профессиональные навыки, умение мыслить комплексно, правильно оценивать объемы и формы.
Дизайн ассамбляжа — понятие современного искусства, связанное с возникновением произведений, сделанных из материалов или предметов, первоначально созданных для других целей. В этой технике визуального искусства, родственной коллажу, студенты используют объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина, выполняют живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.
В процессе изучения темы «Роспись ткани» студенты выполняют упражнения и делают образцы по каждому виду техник, знакомятся с рецептурой каждой резервирующей массы, применяемой в холодном и горячем батике. Изучают состав анилиновых красителей, их свойства и взаимодействие с различными видами тканей. Знакомятся со способом применения дополнительных эффектов в росписи для дальнейшего их использования в своих творческих работах.
Диплом защищают на четвертом курсе, после успешного прохождения и защиты преддипломной практики. Задача – разработать и выполнить художественно-технологическую разработку мобильного, трансформирующегося бутафорского объекта (декорации, ростовой куклы, сценического оформления и т.д.) к спектаклю, проектам или мероприятию.
Атмосфера в колледже приветливая и дружелюбная. Упор в обучении делается на индивидуальное творческое развитие каждого студента.
Кроме получения стандартного базового обучения профессии, студенты постоянно совершенствуются, следят за новыми тенденциями, участвуют в профессиональных конкурсах, посещают выставки и семинары.
За участие в VI Всероссийском конкурсе художественного творчества «Театральные витражи» работы студентов были отмечены дипломами лауреатов I и II степени.
Работа над реальными творческими проектами, это не только интересные задания, но и помощь студентам в развитии навыков и подходов, необходимых для последующего трудоустройства.
Отделение «Театрально-декорационное искусство» выступает своеобразным законодателем художественного вкуса, определяет новые средства художественной и образной выразительности.
Наиболее интересные творческие проекты, в которых принимали участие студенты отделения:
- «Владимирские карнавальные забавы» («Венецианские» маски, ростовые куклы)
- Спектакль «Ханума» Владимирского областного академического драматического театра (бутафория и декорации)
- «230 лет Губернии» (оформление площадки у Золотых ворот)
- Игровая программа «Скоморошьи потехи», Центр народного творчества, ансамбль «Владимирские рожечники» (костюмы, мобильные декорации).
В рамках производственной практики (по профилю специальности) и преддипломной к Новогодним спектаклям студентами выполнено все сценографическое решение, от костюмов-образов, ростовых кукол, до мобильных декораций и бутафорских объектов:
• Новогодний спектакль «Золушка» и игровая программа, 2011г. (сцена ВОККИ) специализации «Хореографическое творчество»;
• Новогодний спектакль «Карлик — нос» и игровая программа, 2012г. (сцена ВОККИ)) специализации «Хореографическое творчество»;
• Новогодний спектакль «Синяя птица» и игровая программа, 2013г. (сцена ВОККИ)) специализации «Хореографическое творчество»;
• Новогодний спектакль «Бременские музыканты» и игровая программа, 2015г. (сцена ВОККИ) специализации «Хореографическое творчество».
Художественно-постановочная группа колледжа, принимала участие вместе со студентами в оформлении мероприятий регионального уровня:
• 2012г. — «Губернаторский концерт»;
• Медиа спектакль «Серебряный котел дури» (В рамках целевой программы Владимирской области «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту») специализации «Этно-художественное творчество»;
• Рок-фантазия «Точка невозврата» (В рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы») специализации «Театральное творчество».
Студенты принимают участие в оформлении открытия Открытого областного фестиваля «Театр, где играют дети», и дипломных проектов других специализаций ВОККИ.
— Дипломный спектакль актерского курса ВОККИ «Мещане», учебный театр колледжа (декорации);
— Дипломный спектакль 3 курса отделения «ПТП» «Золоченые лбы», малая сцена ВОККИ (куклы, мобильные декорации);
— Дипломный спектакль «Журавль и Цапля» , 2013г. (сцена «Учебного театра» ВОККИ) специализации «Актер театра кукол».
Однако выпускнику необходимо помнить, что не диплом, а приобретенные знания и умения будут работать на него, и только сила воли и трудолюбие помогут ему быть успешным в своей профессии.
Как сказал Жан Луи Денио, один из лучших французских современных декораторов:
«Я стараюсь задумывать каждый проект как сценарий. Я играю, мечтаю, создаю историю, которая полностью соответствует пожеланиям моих клиентов. Важно создавать то, что уникально».
Информация о специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»
Состав комиссии:
РЫЖОВА Екатерина Арсеньевна
Занимаемая должность: председатель комиссии; преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория
Образование: среднее специальное. Сочинский политехнический техникум в 1974 году. Специальность «Архитектура»
Преподаваемые дисциплины: Художественное оформление культурно-досуговых программ, Основы специальной композиции, Дизайн ассамбляжа, Театральный макет, Театральная бутафория.
Стаж работы: 44 года
Педагогический стаж: 20 лет
Повышение квалификации: «Информационно-коммуникативные технологии», ВОККИ, 72 часа, 2013г./ «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016г./»Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г., ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Проектирование и разработка контрольно-оценочных средств в рамках реализации АОП СПО», 2019, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет (профессиональная переподготовка) «Педагогика профессионального образования (с присвоением квалификации «Педагог профессионального образования)», 2019, ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ СПО», 2019, ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» «Традиционные и современные технологии в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства», Национальный проект «Культура», 2020, ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов», 2020.
Награды и звания
- Заслуженный работник культуры РФ
- Почетная грамота Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры
- Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы
- Почетные грамоты департамента культуры администрации Владимирской области за большой вклад в дело подготовки специалистов (15.10.2003); за заслуги в области сохранения и развития культуры Владимирской области (26.02.2010); за высокий профессионализм, плодотворную работу по образованию подрастающего поколения, большой вклад в эстетическое духовно-нравственное воспитание молодежи, за творчество (01.10.2013)
- Благодарственное письмо «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва
- Благодарственное письмо главы администрации города Владимира А.С. Шохина
- Благодарственное письмо Управления культуры и туризма администрации г. Владимира
- Диплом Управления по делам молодежи администрации г. Владимира
- Благодарность Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
- Почетная грамота ГБПОУ ВО «ВОККИ» за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, профессионализм, большой вклад в художественно-эстетическое воспитание студентов и в честь Дня учителя (05.10.2012)
- Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в работе жюри XXI областного фестиваля «Театр, где играют дети» (04.04.2012); за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014); за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области (15.12.2014)
В области архитектуры в 1985г. за проект и реализацию в натуре реконструкции ул. Георгиевской, в составе творческого коллектива, награждена Дипломом 1 степени Союза Архитекторов России за лучший объект года и медалью за высокое зодческое мастерство. В 1986г. за эту работу получила Диплом II степени Союза Архитекторов СССР.
ИВАНОВ Владимир Анатольевич
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория
Образование: высшее. Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в 1999 году. Специальность «Изобразительное искусство и черчение»
Преподаваемые дисциплины: Скульптура, Пластическая анатомия, Рисунок
Стаж работы: 29 лет
Педагогический стаж: 26 лет
Повышение квалификации: «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Основы информационных технологий», ВОККИ, 72 часа, 2017 г./»Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.
Награды и звания
- Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014); за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области (15.12.2014)
ТРИХАЕВА Лидия Вячеславовна
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства, первая категория
Образование: высшее. Владимирский государственный педагогический университет в 2003 году. Специальность «Изобразительное искусство и черчение»
Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория, Бумажная пластика, Черчение, Роспись ткани, Декорационная живопись.
Стаж работы: 18 лет
Педагогический стаж: 18 лет
Повышение квалификации: Участие в IV международной научно-практической конференции «Образование. Наука. Культура», Гжельский государственный художественно-промышленный институт, 2012 г./ «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Пленэр», Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 108 часов, 2016 г.
Награды и звания
- Благодарственное письмо департамента культуры администрации Владимирской области за творческое мастерство, большой вклад в дело подготовки молодых специалистов (17.03.2014)
- Благодарственное письмо Управления культуры и туризма администрации г. Владимира за участие в эстет-проекте «Преображение» (2013)
- Диплом 1 степени Управления по делам молодежи администрации г. Владимира (2013)
- Благодарственное письмо «Центр развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва (2014)
- Благодарственное письмо Владимирского института повышения квалификации работников образования им. Л.И. Новиковой за помощь в организации регионального сетевого проекта «Мы огромная семья! Нам без дружбы жить нельзя»
- Благодарность ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за активное участие и высокий профессионализм в подготовке декораций и реквизита к Новогодним мероприятиям и проектам.
ГРЕХОВА Вероника Владимировна
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства
Образование: высшее. Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, бакалавр «Культурология»
Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория, Охрана труда, Грим
Стаж работы: 10 лет
Педагогический стаж: 3 года
Повышение квалификации: «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении», 1008 часов, 2017 г, ВлГУ «Современные проблемы и методы организации образовательного процесса в сфере культуры и искусства» 2018 г., ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО» 2019, ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.
Награды и звания
- Благодарственные письма «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г.Москва (2014,2016)