Предметно-цикловая комиссия специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»

Редкая профессия – специалист театрально-декорационного искусства.

Профессия специалиста театрально-декорационного искусства — одна из интереснейших профессий, творческая и увлекательная.

О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов — газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, поролона и пенопласта — любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи, способного создать образец декорационного искусства ничем не уступающий произведению искусства.

Специалист театрально-декорационного искусства востребован не только в театре. Появление такого вида искусства, как театр, дало в настоящее время начало развитию интересного направления — профессии дизайнера декоратора. Декоратор не только способен создавать настоящие произведения искусства и обладать нестандартным творческим мышлением, но и обширными знаниями современных материалов, тенденций, истории «больших стилей», традиций оформления интерьеров.

Сфера применения декораторского труда очень широка: от украшения отдельных предметов до создания декора интерьеров, кафе, выставочных залов, и т.п.

Несомненно, кроме врожденных художественных способностей, умения нестандартно мыслить, творческого мышления и воображения, дизайнеру декоратору для полного овладения профессией потребуется большая база общих и специальных знаний и умений.

В соответствии с Государственным заказом департамента по культуре администрации Владимирской области в 2004 году в колледже была открыта новая специальность 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) вид – Художественно-бутафорское оформление спектакля по подготовке специалистов театрально-декорационного искусства.

При открытии специальности были установлены контакты с ведущим учебным заведением по подготовке кадров данного вида — Московским театрально-художественным колледжем № 60.

Выбрав данную специальность, студенты имеют возможность получить не только хорошее академическое образование по рисунку, живописи и скульптуре, но и приобрести знания в области дизайна сцены и интерьера, овладеть новейшими технологиями в декораторском искусстве и изучить секреты старых мастеров театрального искусства.

Вступительные испытания проходят по творческим дисциплинам: рисунок и живопись. Ставится несложная постановка из 3-4 предметов и дается два дня по 4 часа на каждый экзамен.

При поступлении на специальность «Театрально-декорационное искусство» внимание уделяется не только природной одаренности абитуриента, но и его заинтересованности в приобретении данной профессии.

На первых двух курсах интересные специальные предметы: «Театральная бутафория», «Основы специальной композиции», «Бумажная пластика», «Черчение», «Роспись ткани» и задания по ним вовлекут студентов в специальность, а преподаватели отделения, большинство из которых опытные практикующие профессионалы постараются привить им художественный вкус и развеять стереотипное мышление.

На протяжении всего обучения их будут учить рисунку, живописи, скульптуре, а также ряду профилирующих теоретических спецдисциплин — «Пластической анатомии», «Истории театра», «Истории изобразительного искусства», «Истории материальной культуры».

Для более успешного выполнения студентами учебных и творческих заданий процесс обучения построен так, чтобы каждое исполнение практических работ следовало непосредственно сразу после рассматриваемой теоретической темы.

Все практические занятия не только активизируют студентов на уроках, но и способствуют формированию таких творческих качеств как наблюдательность, фантазия и воображение, развивают логическое, ассоциативное, образное и абстрактное мышление студентов, приобретению навыков изготовления бутафорских объектов, имитации различных материалов.

На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы, как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, умению лепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.

На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.

На третьем и четвертом курсах студенты станут изучать специальные предметы более глубоко. К ним прибавятся «Театральный макет», «Дизайн ассамбляжа», «Авторская кукла».

Театральный макет — это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, один из проверенных способов передачи информации, наиболее зримое средство выражения мысли художника, имеющий обобщенное конструктивное и художественное содержание. Оказывает влияние на его профессиональные навыки, умение мыслить комплексно, правильно оценивать объемы и формы.

Дизайн ассамбляжа — понятие современного искусства, связанное с возникновением произведений, сделанных из материалов или предметов, первоначально созданных для других целей. В этой технике визуального искусства, родственной коллажу, студенты используют объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина, выполняют живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.

Диплом защищают на четвертом курсе, после успешного прохождения и защиты преддипломной практики. Задача – разработать и выполнить художественно-технологическую разработку мобильного, трансформирующегося бутафорского объекта (декорации, ростовой куклы, сценического оформления и т.д.) к спектаклю, проектам или мероприятию.

Атмосфера в колледже приветливая и дружелюбная. Упор в обучении делается на индивидуальное творческое развитие каждого студента.

Кроме получения стандартного базового обучения профессии, студенты постоянно совершенствуются, следят за новыми тенденциями, участвуют в профессиональных конкурсах, посещают выставки и семинары.

Отделение «Театрально-декорационное искусство» выступает своеобразным законодателем художественного вкуса, определяет новые средства художественной и образной выразительности.

Наиболее интересные творческие проекты, в которых принимали участие студенты отделения:

— в  VI Всероссийском конкурсе художественного творчества «Театральные витражи», работы студентов были отмечены дипломами лауреатов I и II степени;

— в  IV Всероссийском форуме театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..». Стали Лауреатами  1 степени в  номинациях «Театральный макет» и «Волшебный мир театральной куклы» г. Санкт-Петербург; 2020г.;

— в рамках волонтёрской работы студенты  4 курса расписали стену в здании пожарного депо в специализированной части федеральной противопожарной  государственной службы Главного управления МЧС России по Владимирской области. Эта работу была отмечена  Благодарственными письмами;

—   в  XVIII Российской Выставке работ студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА» г. Санкт-Петербург;

— в рамках XVIII Российской Выставке работ студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА», приняли участие в  Российском конкурсе  работ «Олимпиада художеств» г. Санкт-Петербург.   Стали Лауреатами 1 и 2 степени в номинации «Применение в работах нетрадиционных материалов» 2020 — 2023 г. ;

— работы студентов отделения ТДИ приняли участие в выставке «Интеграция образовательного и промышленного потенциала, как инструмента развития территории, посвящённой 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем» для делегации из китайской провинции Шэньси во Владимирском государственном университете имени А. Н. и Н. Г. Столетовых,17.05. 2024 г.;

— во Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно-творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского» г. Красноярск. В номинациях «Художественная керамика» «Бутафорская скульптура», где заняли вторые и третьи  места. 16-24 марта 2024г.;

— работа студентки группы 4ТДИ Мамаевой Анастасии «Под маминым крылом» стала дипломантом во Всероссийской выставке — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников»

г. Москва.

Работа над реальными творческими проектами, это не только интересные задания, но и помощь студентам в развитии навыков и подходов, необходимых для последующего трудоустройства.

В рамках прохождения: учебной, производственной (по профилю специальности) и преддипломной практик  студентами группы  1ТДИ, 2ТДИ, ЗТДИ, 4ТДИ были изготовлены декорации, ростовые куклы, бутафория и реквизит к Новогодним хореографическим спектаклям ВОККИ:

— «Царевна-Лягушка»;

— «Бременские музыканты»;

— «Приключения Аладдина»;

— «В гостях у сказки»;

— «Золушка»;

— «Огниво»;

— «Снежная королева»;

— «Волшебник Изумрудного города»;

— «Буратино»;

—  «Алиса в стране чудес».

В рамках проекта «Профилактика правонарушений» изготовили паркетные куклы к спектаклю «Незнайка».

Для спектакля «Маугли» Муромского театра были изготовлены маски животных и ростовая кукла «Питон Ка».

Однако выпускнику необходимо помнить, что не диплом, а приобретенные знания и умения будут работать на него, и только сила воли и трудолюбие помогут ему быть успешным в своей профессии.

Как сказал Жан Луи Денио, один из лучших французских современных декораторов:

«Я стараюсь задумывать каждый проект как сценарий. Я играю, мечтаю, создаю историю, которая полностью соответствует пожеланиям моих клиентов. Важно создавать то, что уникально».

Информация о специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»

 

Состав комиссии:

 

РЫЖОВА Екатерина Арсеньевна

Занимаемая должность: председатель комиссии; преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория

Образование: среднее специальное. Сочинский политехнический техникум в 1974 году. Специальность «Архитектура»

Преподаваемые дисциплины: Художественное оформление культурно-досуговых программ, Основы специальной композиции, Дизайн ассамбляжа, Театральный макет, Театральная бутафория.

Стаж работы: 50 лет

Педагогический стаж: 30 лет

Повышение квалификации:

«Информационно-коммуникативные технологии», ВОККИ, 72 часа, 2013г.;

«Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016г;

— «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.;

— ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Проектирование и разработка контрольно-оценочных средств в рамках реализации АОП СПО», 2019;

— ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет (профессиональная переподготовка) «Педагогика профессионального образования (с присвоением квалификации «Педагог профессионального образования)», 2019;

— ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ СПО», 2019;

— ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» «Традиционные и современные технологии в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства», Национальный проект «Культура», 2020;

— ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов», 2020.

Награды и звания

Заслуженный работник культуры РФ.

Почетная грамота Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры.

Лауреат премии в области культуры, искусства и литературы Владимирской области.

Почетные грамоты департамента культуры администрации Владимирской области:

— за большой вклад в дело подготовки специалистов; за заслуги в области сохранения и развития культуры Владимирской области;

— за высокий профессионализм, плодотворную работу по образованию подрастающего поколения, большой вклад в эстетическое духовно-нравственное воспитание молодежи, за творчество.

Почетная грамота Управления по делам молодежи администрации г. Владимира.

Почетная грамота ГБПОУ ВО «ВОККИ» за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, профессионализм, большой вклад в художественно-эстетическое воспитание студентов и в честь Дня учителя.

Благодарственное письмо «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва.

Благодарственное письмо главы администрации города Владимира А.С. Шохина.

Благодарственное письмо Управления культуры и туризма администрации

г. Владимира.

Благодарность Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;

Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ»:

— за активное участие в работе жюри XXI областного фестиваля «Театр, где играют дети»;

— за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства; за подготовку и проведение Новогодних мероприятий;

— за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области.

— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019 г. ;

— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства. IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..», 2020г. ;

— Дипломы I и 2 степени Российского конкурса студенческих работ «Олимпиада художеств» г. Санкт-Петербург, 2023 г. ;

— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Исследовательская деятельность».

В области архитектуры в 1985г. за проект и реализацию в натуре реконструкции ул. Георгиевской, в составе творческого коллектива, награждена Дипломом 1 степени Союза Архитекторов России, Дипломом II степени Союза Архитекторов СССР за лучший объект года и медалью за высокое зодческое мастерство.

 

 

ИВАНОВ Владимир Анатольевич

Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория

Образование: высшее. Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в 1999 году. Специальность «Изобразительное искусство и черчение»

Преподаваемые дисциплины: Скульптура, Пластическая анатомия, Рисунок, Живопись

Стаж работы: 34 года

Педагогический стаж: 31 год

Повышение квалификации: «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Основы информационных технологий», ВОККИ, 72 часа, 2017 г./ «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа,

2017 г.

Награды и звания

— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.

—ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.

— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства. IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.

—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»

—Диплом III степени. Всероссийской профильной олимпиады по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.

Благодарственные письма

Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014); за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области (15.12.2014)

 

ТРИХАЕВА Лидия Вячеславовна

Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства

Образование: высшее. Владимирский государственный педагогический  университет, 2003г. Специальность «Изобразительное искусство и черчение». Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория,  декорационная живопись, макет, грим, черчение, бумажная пластика, роспись ткани.

Стаж работы: 23 года

Педагогический стаж: 23 года

Повышение квалификации:

— «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении»;

—ВлГУ «Современные проблемы и методы организации образовательного процесса в сфере культуры и искусства» 2018 г.;

—ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО» 2019г.;

—ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.;

— ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», «Проектные технологии в обучении традиционному декоративно-прикладному творчеству»,

2023 г.

Награды и звания:

—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»;

— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.;

— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства; IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.;

— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Проект»;

— Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»;

—Дипломы II и III степени на Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.;

—   во Всероссийской выставке — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников» г. Москва. Работа студентки группы 4ТДИ Мамаевой Анастасии «Под маминым крылом» стала дипломантом.     12.04.2024

 

Благодарственные письма

— Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;

— Благодарственные письма «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория  АРТ» г. Москва 2014, 2016, 2019, 2020 год;

—Благодарности и Благодарственные  письма ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства.

— Благодарственное письмо  Специализированная пожарная часть федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы  Главного управления МЧС России по Владимирской области.

 

ГРЕХОВА Вероника Владимировна

Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства

Образование: высшее. Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, бакалавр «Культурология»

Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория, Охрана труда, История материальной культуры, История ИЗО, Авторская кукла, Дизайн ассамбляжа

Стаж работы: 15 лет

Педагогический стаж: 8 лет

Повышение квалификации:

-«Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении»,

— ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении», 1008 часов, 2017 г,

-ВлГУ «Современные проблемы и методы организации образовательного процесса в сфере культуры и искусства» 2018 г.,

-ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО» 2019,

-ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.

Награды и звания

—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»

— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.

— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства; IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.

— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Проект»;

—Дипломы II и III степени на Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.;

— Диплом Всероссийской выставки — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников» г. Москва   12.04.2024 г.

Благодарственные письма

—Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;

— Благодарственные письма «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория  АРТ» г. Москва 2014, 2016, 2019, 2020 год;

— Благодарственные письма ФИОКО за участие в проведении ВПР, 2021, 2022 г.

— Благодарности и Благодарственные  письма ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства.