Предметно-цикловая комиссия специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»
Редкая профессия – специалист театрально-декорационного искусства.
Профессия специалиста театрально-декорационного искусства — одна из интереснейших профессий, творческая и увлекательная.
О таком специалисте можно смело сказать, что это мастер на все руки. Человек, владеющий секретами этой профессии, может сделать из самых обыкновенных материалов — газетной бумаги, клея, проволоки, ниток, дерева, фольги, поролона и пенопласта — любой бутафорский объект материальной культуры, точно имитирующий тот или иной художественный стиль определенной исторической эпохи, способного создать образец декорационного искусства ничем не уступающий произведению искусства.
Специалист театрально-декорационного искусства востребован не только в театре. Появление такого вида искусства, как театр, дало в настоящее время начало развитию интересного направления — профессии дизайнера декоратора. Декоратор не только способен создавать настоящие произведения искусства и обладать нестандартным творческим мышлением, но и обширными знаниями современных материалов, тенденций, истории «больших стилей», традиций оформления интерьеров.
Сфера применения декораторского труда очень широка: от украшения отдельных предметов до создания декора интерьеров, кафе, выставочных залов, и т.п.
Несомненно, кроме врожденных художественных способностей, умения нестандартно мыслить, творческого мышления и воображения, дизайнеру декоратору для полного овладения профессией потребуется большая база общих и специальных знаний и умений.
В соответствии с Государственным заказом департамента по культуре администрации Владимирской области в 2004 году в колледже была открыта новая специальность 53.02.09 Театрально-декорационное искусство (по видам) вид – Художественно-бутафорское оформление спектакля по подготовке специалистов театрально-декорационного искусства.
При открытии специальности были установлены контакты с ведущим учебным заведением по подготовке кадров данного вида — Московским театрально-художественным колледжем № 60.
Выбрав данную специальность, студенты имеют возможность получить не только хорошее академическое образование по рисунку, живописи и скульптуре, но и приобрести знания в области дизайна сцены и интерьера, овладеть новейшими технологиями в декораторском искусстве и изучить секреты старых мастеров театрального искусства.
Вступительные испытания проходят по творческим дисциплинам: рисунок и живопись. Ставится несложная постановка из 3-4 предметов и дается два дня по 4 часа на каждый экзамен.
При поступлении на специальность «Театрально-декорационное искусство» внимание уделяется не только природной одаренности абитуриента, но и его заинтересованности в приобретении данной профессии.
На первых двух курсах интересные специальные предметы: «Театральная бутафория», «Основы специальной композиции», «Бумажная пластика», «Черчение», «Роспись ткани» и задания по ним вовлекут студентов в специальность, а преподаватели отделения, большинство из которых опытные практикующие профессионалы постараются привить им художественный вкус и развеять стереотипное мышление.
На протяжении всего обучения их будут учить рисунку, живописи, скульптуре, а также ряду профилирующих теоретических спецдисциплин — «Пластической анатомии», «Истории театра», «Истории изобразительного искусства», «Истории материальной культуры».
Для более успешного выполнения студентами учебных и творческих заданий процесс обучения построен так, чтобы каждое исполнение практических работ следовало непосредственно сразу после рассматриваемой теоретической темы.
Все практические занятия не только активизируют студентов на уроках, но и способствуют формированию таких творческих качеств как наблюдательность, фантазия и воображение, развивают логическое, ассоциативное, образное и абстрактное мышление студентов, приобретению навыков изготовления бутафорских объектов, имитации различных материалов.
На занятиях скульптурой студенты изучают основы скульптуры, приобретают практические навыки в лепке и образном изображении объемной формы, как на плоскости, так и в пространстве. Весь курс скульптуры состоит из практических заданий, в процессе выполнения которых студенты должны овладеть приемами декоративной лепки, умению лепить отдельные части тела, голову и фигуру человека со слепков и с натуры в круглом объеме и в рельефе с соблюдением образности и стилистических особенностей пластики.
На занятиях рисунком и живописью предусматривается изучение основ академического рисунка и станковой живописи. Студенты приобретают практические навыки графического изображения окружающей действительности на основе объемно-пространственного мышления, практические навыки в живописи на основе сопоставления цветовых отношений натуры и объективного цветового восприятия окружающего мира.
На третьем и четвертом курсах студенты станут изучать специальные предметы более глубоко. К ним прибавятся «Театральный макет», «Дизайн ассамбляжа», «Авторская кукла».
Театральный макет — это инструмент, который обладает наглядностью и помогает развить объемно-пространственное представление, один из проверенных способов передачи информации, наиболее зримое средство выражения мысли художника, имеющий обобщенное конструктивное и художественное содержание. Оказывает влияние на его профессиональные навыки, умение мыслить комплексно, правильно оценивать объемы и формы.
Дизайн ассамбляжа — понятие современного искусства, связанное с возникновением произведений, сделанных из материалов или предметов, первоначально созданных для других целей. В этой технике визуального искусства, родственной коллажу, студенты используют объёмные детали или целые предметы, скомпонованные на плоскости как картина, выполняют живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами.
Диплом защищают на четвертом курсе, после успешного прохождения и защиты преддипломной практики. Задача – разработать и выполнить художественно-технологическую разработку мобильного, трансформирующегося бутафорского объекта (декорации, ростовой куклы, сценического оформления и т.д.) к спектаклю, проектам или мероприятию.
Атмосфера в колледже приветливая и дружелюбная. Упор в обучении делается на индивидуальное творческое развитие каждого студента.
Кроме получения стандартного базового обучения профессии, студенты постоянно совершенствуются, следят за новыми тенденциями, участвуют в профессиональных конкурсах, посещают выставки и семинары.
Отделение «Театрально-декорационное искусство» выступает своеобразным законодателем художественного вкуса, определяет новые средства художественной и образной выразительности.
Наиболее интересные творческие проекты, в которых принимали участие студенты отделения:
— в VI Всероссийском конкурсе художественного творчества «Театральные витражи», работы студентов были отмечены дипломами лауреатов I и II степени;
— в IV Всероссийском форуме театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..». Стали Лауреатами 1 степени в номинациях «Театральный макет» и «Волшебный мир театральной куклы» г. Санкт-Петербург; 2020г.;
— в рамках волонтёрской работы студенты 4 курса расписали стену в здании пожарного депо в специализированной части федеральной противопожарной государственной службы Главного управления МЧС России по Владимирской области. Эта работу была отмечена Благодарственными письмами;
— в XVIII Российской Выставке работ студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА» г. Санкт-Петербург;
— в рамках XVIII Российской Выставке работ студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «ТЕРРИТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА», приняли участие в Российском конкурсе работ «Олимпиада художеств» г. Санкт-Петербург. Стали Лауреатами 1 и 2 степени в номинации «Применение в работах нетрадиционных материалов» 2020 — 2023 г. ;
— работы студентов отделения ТДИ приняли участие в выставке «Интеграция образовательного и промышленного потенциала, как инструмента развития территории, посвящённой 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем» для делегации из китайской провинции Шэньси во Владимирском государственном университете имени А. Н. и Н. Г. Столетовых,17.05. 2024 г.;
— во Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно-творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского» г. Красноярск. В номинациях «Художественная керамика» «Бутафорская скульптура», где заняли вторые и третьи места. 16-24 марта 2024г.;
— работа студентки группы 4ТДИ Мамаевой Анастасии «Под маминым крылом» стала дипломантом во Всероссийской выставке — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников»
г. Москва.
Работа над реальными творческими проектами, это не только интересные задания, но и помощь студентам в развитии навыков и подходов, необходимых для последующего трудоустройства.
В рамках прохождения: учебной, производственной (по профилю специальности) и преддипломной практик студентами группы 1ТДИ, 2ТДИ, ЗТДИ, 4ТДИ были изготовлены декорации, ростовые куклы, бутафория и реквизит к Новогодним хореографическим спектаклям ВОККИ:
— «Царевна-Лягушка»;
— «Бременские музыканты»;
— «Приключения Аладдина»;
— «В гостях у сказки»;
— «Золушка»;
— «Огниво»;
— «Снежная королева»;
— «Волшебник Изумрудного города»;
— «Буратино»;
— «Алиса в стране чудес».
В рамках проекта «Профилактика правонарушений» изготовили паркетные куклы к спектаклю «Незнайка».
Для спектакля «Маугли» Муромского театра были изготовлены маски животных и ростовая кукла «Питон Ка».
Однако выпускнику необходимо помнить, что не диплом, а приобретенные знания и умения будут работать на него, и только сила воли и трудолюбие помогут ему быть успешным в своей профессии.
Как сказал Жан Луи Денио, один из лучших французских современных декораторов:
«Я стараюсь задумывать каждый проект как сценарий. Я играю, мечтаю, создаю историю, которая полностью соответствует пожеланиям моих клиентов. Важно создавать то, что уникально».
Информация о специальности 53.02.09 «Театрально-декорационное искусство»
Состав комиссии:
РЫЖОВА Екатерина Арсеньевна
Занимаемая должность: председатель комиссии; преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория
Образование: среднее специальное. Сочинский политехнический техникум в 1974 году. Специальность «Архитектура»
Преподаваемые дисциплины: Художественное оформление культурно-досуговых программ, Основы специальной композиции, Дизайн ассамбляжа, Театральный макет, Театральная бутафория.
Стаж работы: 50 лет
Педагогический стаж: 30 лет
Повышение квалификации:
— «Информационно-коммуникативные технологии», ВОККИ, 72 часа, 2013г.;
— «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016г;
— «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.;
— ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Проектирование и разработка контрольно-оценочных средств в рамках реализации АОП СПО», 2019;
— ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет (профессиональная переподготовка) «Педагогика профессионального образования (с присвоением квалификации «Педагог профессионального образования)», 2019;
— ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Особенности разработки и реализации адаптированных образовательных программ СПО», 2019;
— ФГБОУ ВО «Краснодарский государственный институт культуры» «Традиционные и современные технологии в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства», Национальный проект «Культура», 2020;
— ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов», 2020.
Награды и звания
Заслуженный работник культуры РФ.
Почетная грамота Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры.
Лауреат премии в области культуры, искусства и литературы Владимирской области.
Почетные грамоты департамента культуры администрации Владимирской области:
— за большой вклад в дело подготовки специалистов; за заслуги в области сохранения и развития культуры Владимирской области;
— за высокий профессионализм, плодотворную работу по образованию подрастающего поколения, большой вклад в эстетическое духовно-нравственное воспитание молодежи, за творчество.
Почетная грамота Управления по делам молодежи администрации г. Владимира.
Почетная грамота ГБПОУ ВО «ВОККИ» за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, профессионализм, большой вклад в художественно-эстетическое воспитание студентов и в честь Дня учителя.
Благодарственное письмо «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва.
Благодарственное письмо главы администрации города Владимира А.С. Шохина.
Благодарственное письмо Управления культуры и туризма администрации
г. Владимира.
Благодарность Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.
Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;
Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ»:
— за активное участие в работе жюри XXI областного фестиваля «Театр, где играют дети»;
— за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства; за подготовку и проведение Новогодних мероприятий;
— за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области.
— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019 г. ;
— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства. IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..», 2020г. ;
— Дипломы I и 2 степени Российского конкурса студенческих работ «Олимпиада художеств» г. Санкт-Петербург, 2023 г. ;
— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Исследовательская деятельность».
В области архитектуры в 1985г. за проект и реализацию в натуре реконструкции ул. Георгиевской, в составе творческого коллектива, награждена Дипломом 1 степени Союза Архитекторов России, Дипломом II степени Союза Архитекторов СССР за лучший объект года и медалью за высокое зодческое мастерство.
ИВАНОВ Владимир Анатольевич
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства, высшая категория
Образование: высшее. Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в 1999 году. Специальность «Изобразительное искусство и черчение»
Преподаваемые дисциплины: Скульптура, Пластическая анатомия, Рисунок, Живопись
Стаж работы: 34 года
Педагогический стаж: 31 год
Повышение квалификации: «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Основы информационных технологий», ВОККИ, 72 часа, 2017 г./ «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа,
2017 г.
Награды и звания
— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.
—ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.
— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства. IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.
—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»
—Диплом III степени. Всероссийской профильной олимпиады по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.
Благодарственные письма
Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014); за подготовку и проведение торжественного концерта, посвященного 55-летию всероссийского движения студенческих отрядов Владимирской области (15.12.2014)
ТРИХАЕВА Лидия Вячеславовна
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства
Образование: высшее. Владимирский государственный педагогический университет, 2003г. Специальность «Изобразительное искусство и черчение». Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория, декорационная живопись, макет, грим, черчение, бумажная пластика, роспись ткани.
Стаж работы: 23 года
Педагогический стаж: 23 года
Повышение квалификации:
— «Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении»;
—ВлГУ «Современные проблемы и методы организации образовательного процесса в сфере культуры и искусства» 2018 г.;
—ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО» 2019г.;
—ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.;
— ФГБОУ ВО «Челябинский государственный институт культуры», «Проектные технологии в обучении традиционному декоративно-прикладному творчеству»,
2023 г.
Награды и звания:
—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»;
— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.;
— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства; IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.;
— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Проект»;
— Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»;
—Дипломы II и III степени на Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.;
— во Всероссийской выставке — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников» г. Москва. Работа студентки группы 4ТДИ Мамаевой Анастасии «Под маминым крылом» стала дипломантом. 12.04.2024
Благодарственные письма
— Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;
— Благодарственные письма «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва 2014, 2016, 2019, 2020 год;
—Благодарности и Благодарственные письма ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства.
— Благодарственное письмо Специализированная пожарная часть федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Владимирской области.
ГРЕХОВА Вероника Владимировна
Занимаемая должность: преподаватель дисциплин изобразительного искусства
Образование: высшее. Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, бакалавр «Культурология»
Преподаваемые дисциплины: Театральная бутафория, Охрана труда, История материальной культуры, История ИЗО, Авторская кукла, Дизайн ассамбляжа
Стаж работы: 15 лет
Педагогический стаж: 8 лет
Повышение квалификации:
-«Методические основы преподавания творческих дисциплин», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 16 часов, 2016 г./ «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении»,
— ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» «Профессиональное обучение. Педагогическая деятельность в образовательном учреждении», 1008 часов, 2017 г,
-ВлГУ «Современные проблемы и методы организации образовательного процесса в сфере культуры и искусства» 2018 г.,
-ГБПОУ ВО «ВЭТК» «Организационно-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по программам СПО» 2019,
-ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Руководство исследовательской деятельностью студентов» 2020 г.
Награды и звания
—Диплом I степени в номинации «Любимый театральный персонаж», конкурс «Театр в отражении рисунка», «Территория АРТ»
— Диплом за высокий профессионализм, X Всероссийский конкурс «Театральные витражи», 2019г.
— Лауреат I степени, Диплом за высочайший уровень педагогического мастерства; IV Всероссийский форум театрального искусства, театральной живописи и сценографии «Заметьте!..»; 2020г.
— Диплом I степени межрегионального дистанционного конкурса «2021 год – год науки и технологий в России», номинация «Проект»;
—Дипломы II и III степени на Всероссийской профильной олимпиаде по дисциплинам художественно — творческой направленности для учащихся учреждений СПО, ДХШ, ДШИ. 2023 г.;
— Диплом Всероссийской выставки — конкурсе студентов и преподавателей художественных отделений и отделений декоративно-прикладного искусства колледжей и училищ культуры и искусства «Образ семьи в произведениях молодых художников» г. Москва 12.04.2024 г.
Благодарственные письма
—Благодарственное письмо Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО за участие в международном проекте «Мир вокруг нас ЮНЕСКО»;
— Благодарственные письма «Центра развития и поддержки социально-культурных инициатив «Территория АРТ» г. Москва 2014, 2016, 2019, 2020 год;
— Благодарственные письма ФИОКО за участие в проведении ВПР, 2021, 2022 г.
— Благодарности и Благодарственные письма ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства.