Специальность 51.02.01 «Народное художественное творчество» (по видам) Предметная цикловая комиссия «Этнохудожественное творчество»

Председатель комиссии Захаров Р.Г., к.п.н.

Осуществляется подготовка специалистов в области социально-культурной деятельности и народного художественного творчества с квалификацией «Руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель».

С 1990 г. на базе Владимирского колледжа культуры и искусства начался эксперимент по созданию перспективной модели этнохудожественного образования на основе культурно-исторических традиций региона.
В системе регионального этнокультурного образования задачами первостепенной важности являются: изучение и закрепление в формах художественно-познавательной деятельности студента специфических черт праздничных народных традиций русского народа, освоение методов исследования этнокультурных текстов народных праздников, творческого моделирования этнохудожественных текстов и воссоздания празднично-обрядовых форм народной художественной культуры в социокультурной среде. Междисциплинарный подход опирается на изучение историко-этнографического, архивного, экспедиционного материалов и включает в себя научные и прикладные аспекты этнохудожественного творчества, где празднично-обрядовая культура является системообразующей доминантой учебного процесса.

В методике формирования целостного облика специалиста большое место отводится практике освоения зрелищно-игровых форм народного искусства с учетом его древних корней и выработанной за века системой этнических и эстетических ценностей.

студент отделения «Этнохудожественное творчество» изучает:

  • Этнографию и обрядовый фольклор Владимирской деревни
  • Празднично-обрядовую культуру Владимирского края
  • Региональные зрелищно-игровые традиции
  • Особенности музыкальной традиционной культуры
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Народный костюм
  • Народный танец
  • Фольклорный инструментарий
  • Особенности режиссуры народного театра.
  • Истоки исполнительских традиций в зрелищно-игровых формах народной культуры.
  • Обрядовую символику в системе календарных и семейно-бытовых праздников.
  • Образно-художественные средства и систему игровых изобразительных приемов в различных жанрах и видах фольклорного театра.

Народный фольклорно-этнографический театр «Кресень» отделения является эффективной формой пропаганды и приобщения к истокам родной культуры. Именно метод  творческого  проживания позволяет студенту непросто закрепить полученные теоретические знания, но и сделать их багажом своей личностно-эмоциональной сферы.  Очень важен также процесс совместной работы студента и педагога на протяжении всего творческого процесса от режиссерского замысла до утверждения постановочных расходов. В разработке и постановке театрализованных программ и спектаклей, как правило, участвуют преподаватели всех дисциплин специальности,  а именно режиссуры, вокала, прикладного творчества и костюма, музыкального инструментария и народного поэтического творчества. Театр является обладателем гран-при всероссийского конкурса фольклорных театров в г. Ярославле. В 2005 году  театр «Кресень» стал лауреатом международного фестиваля «Русский остров» г. Москва. В 2006 и 2007 гг. театр становился лауреатом международного фольклорного фестиваля «Садко» в г. Великий Новгород.

Неотъемлемой частью образовательного процесса на отделении народной художественной культуры стала этнособирательская и этноисследовательская деятельность. Структуру данной работы можно представить следующим образом: выезд и проживание в деревнях определенного района Владимирской области. Работа с коренными жителями населенных пунктов с целью сбора фольклорно-этнографических данных на магнитные и электронные носители. За период с 2003 по 2009 годы было осуществлено шесть фольклорно-этнографических экспедиций в Ковровский, Александровский, Меленковский, Юрьев-Польский, Селивановский, Кольчугинский районы, Владимирской области. В ходе полевых поисковых работ  преподавателями и студентами специализации этнохудожественное творчество было исследовано порядка 100 деревень и опрошено около 1000 респондентов.

Новым направлением деятельности можно считать разработку принципов музейной этно-художественной анимации, а также реализацию данных наработок на площадках различных музеев Владимирской области, в частности в культурно-образовательном центре «Палаты» где ежегодно реализуются театрализованные программы по детской традиционной праздничной культуре. Зрителями и участниками спектаклей становятся  учащиеся школ г. Владимира и области. Так в период с 2003 по 2009 гг. музейные театрализованные программы, подготовленные преподавателями и студентами отделения НХК (в рамках практики по выработке первичных профессиональных навыков) посетили более 6000 человек. В 2014 году в ГБУК ВО ЦПИИ была представлена театрализованная программа «Владимирское Рождество».

Многие годы специализация Этнохудожественное творчество сотрудничает с Владимирским Областным Домом работников искусств. В мае 2014 года зрителям была представлена театрализованная программа «Как попасть на бал» , а весной 2015, в рамках Дней славянской письменности и культуры на этой же сцене более тысячи школьников Владимира и области смогли посмотреть спектакль , основанный на русском сказочном фольклоре, «Озорные солдатские байки».

В сентябре 2015 в рамках арт-проекта «Георгиевская – улица искусств» студентами была подготовлена интерактивная анимационная программа «Забавы у ворот» вызвавшая неподдельный интерес у гостей и жителей города Владимира.

 

Студенты изучают следующие дисциплины:

  1. Народное поэтическое творчество (поэзия пестования, детская обрядовая поэзия, малые жанры фольклора).
  2. Народное пение (материнский фольклор — колыбельные, пестушки, потешки, детский календарный фольклор — рождественские припевы, заклички, приговорки, игровые песни и т.д.).
  3. Обрядовый фольклор (обряды, сопровождающие рождение человека, крестины, детские обряды календарного цикла).
  4. Исполнительское мастерство (образно- психологический тренинг, направленный на воспитание органов чувств и природы ассоциативного мышления).
  5. Декоративно-прикладной практикум (сюжеты, мотивы, образы в произведениях народного искусства, изготовление предметов материальной культуры: кукол, игрушек, обрядовой атрибутики детских календарных праздников).
  6. Режиссура фольклорно-этнографического театра.

 

Методическая работа преподавателей

Участие преподавателей комиссии Захарова Р.Г. и Кузьминой Е.С. в четвертом международном конкурсе художественного творчества «Классика и современность» в номинации « Печатное учебное пособие» Диплом лауреата 1 степени
Участие преподавателей комиссии Захарова Р.Г. и Кузьминой Е.С. в четвертом международном конкурсе художественного творчества «Классика и современность» в номинации «Музыкально-компьютерные технологии и мультимедийные проекты» Диплом Гран-при.
Проведены методические заседания предметной цикловой комиссии по темам:
• «Содержание и технология разработки видео кейсов».
• «Инновационные формы работы фольклорного театра»
• Анализ содержания дисциплины «Режиссура фольклорно-этнографического театра в колледжах страны»
Подготовлены статьи научно-практического содержания к туристской конференции в ИИХО ВлГУ «Современные формы пропаганды регионального историко-культурного наследия»
«Повышение туристского интереса к территории средствами музейной анимации этнохудожественного содержания».
Участие в международном фестивале «Театральное студенчество» г. Йошкар – Ола (республика Марий Эл)

Выпускники работают в системе дополнительного образования детей, школах искусств, любительских и самодеятельных фольклорных коллективах, Домах народного творчества, Домах фольклора, Центрах традиционной культуры, в городских историко-этнографических музеях, сельских музеях народного быта, а также на туристских предприятиях.

За время обучения студенты участвуют в различных проектах  и мероприятиях: областной туристский фестиваль «Богатырские забавы», «Дни славянской письменности и культуры», международный фестиваль «Бабье лето», «Троица в Суздальском музее деревянного зодчества» и др.

Преподаватели и студенты специализации подготовили и реализовали множество программ на площадках города Владимира и Владимирской области.

2013 год:

  • театрализованная программа «Как попасть на бал», представленная на площадке Областного дома работников искусств им. Тумаркина;
  • программа «Владимирские Святки», представленное в Центре пропаганды изобразительного искусства;

2014 год:

  • программа «Владимирское Рождество», представленное в Центре пропаганды изобразительного искусства;
  • игровая анимационная программа «Игровое подворье», в рамках проекта «Улица Георгиевская»№

2015 год:

  • спектакль «Озорные солдатские байки» на площадки ОДРИ;
  • спектакль «Мудрые заветы»;
  • игровая анимационная программа «Забавы у ворот», в рамках проекта «Губернаторская елка»;

2016 год:

  • театрализованная игровая программа «Масленица — обманщица»;
  • спектакль на сцене ГБПОУ ВО «ВОККИ» «Школа хороших манер».

Понять, полюбить, пропагандировать русскую национальную культуру возможно только, погружаясь в естественную среду ее носителей. Поэтому студенты каждый год отправляются в этнографические экспедиции по всей Владимирской области. По итогам исследований выпускаются книги,  научные сборники, мультимедийные программы, электронные презентации, подготавливаются театрализованные реконструкции.

 

Состав комиссии:

ЗАХАРОВ Роман Геннадьевич

Занимаемая должность: преподаватель театральных дисциплин, высшая категория; председатель комиссии этнохудожественного творчества
Образование: высшее. Московский государственный университет культуры и искусств в 1997 году. Специальность «Народное художественное творчество»Кандидат педагогических наук
Преподаваемые дисциплины: Организация работы с детьми и подростками, Нетрадиционные виды театра, Основы актерского мастерства, Основы режиссуры культурно-досуговых программ, Сценарная подготовка КДП, Игровые технологии, Исполнительское мастерство, Режиссура фольклорно-этнографического театра, Основы этнографии
Стаж работы: 25 лет
Педагогический стаж: 25 лет

Повышение квалификации: «Модернизация и инновации в преподавании социально-гуманитарных наук, ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2017 г./ «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.
Награды и звания

  • Медаль губернатора Владимирской области
  • Почетные грамоты администрации Владимирской области
  • Почетные грамоты департамента культуры администрации Владимирской области за большой вклад в дело подготовки специалистов (15.10.2003); за высокий профессионализм, плодотворную работу по образованию подрастающего поколения, большой вклад в эстетическое духовно-нравственное воспитание молодежи, за творчество (01.10.2013)
  • Благодарность департамента культуры администрации Владимирской области за активное участие и проведение научно-практической конференции «Новые технологии в образовательном процессе» (30.10.2002)
  • Почетные грамоты ГБПОУ ВО «ВОККИ» за творческое мастерство в подготовке специалистов (01.09.2006); за многолетнюю плодотворную педагогическую деятельность, профессионализм, большой вклад в художественно-эстетическое воспитание студентов и в честь Дня учителя (05.10.2012)
  • Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014)

Публикации Р.Г. Захарова

 

 

КУЗЬМИНА Екатерина Сергеевна

Занимаемая должность: преподаватель дисциплин хорового творчества, высшая категория
Образование: высшее. Московский государственный университет культуры в 1997 году. Специальность «Дирижирование»
Преподаваемые дисциплины: Вокал, Постановка голоса, Фольклорный ансамбль, Народное музыкальное творчество
Стаж работы: 28 лет
Педагогический стаж: 21 год

Повышение квалификации: Научно-практический семинар: «Региональные исследования музыкального фольклора по специальности «Музыкальная фольклористика», Российская академия музыки имени Гнесиных, 36 часов, 1997 г./ «Методика работы с народно-певческим коллективом», Московский государственный университет культуры и искусств, 72 часа, 2003 г./ «Русская народная песня: методика освоения и сценическое воплощение», ОЦНТ г. Владимир, 2012 г./ «Государственное и муниципальное управление в сфере культуры. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения», ФГБОУ ДПО «Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма», 72 часа, 2012 г./ «Информационно-коммуникативные технологии», ВОККИ, 72 часа, 2013 г./»Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.
Награды и звания

  • Благодарности департамента культуры администрации Владимирской области за высокие результаты в творческом мастерстве (26.03.2001); за высокий уровень профессионального мастерства, творческое отношение к педагогической деятельности, энтузиазм, целеустремленность и большой вклад в дело подготовки специалистов для учреждений культуры (20.10.2014)
  • Благодарности ГБПОУ ВО «ВОККИ» за активное участие в подготовке и проведении творческих проектов, областных и городских мероприятий, подготовку кадров в сфере культуры и искусства (28.06.2013); за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014)

 

МИНАКОВА Римма Ирековна

Занимаемая должность: преподаватель театральных дисциплин, первая категория
Образование: высшее. Московский государственный университет культуры и искусств в 2012 году.
Преподаваемые дисциплины: Народный календарь, Исполнительское мастерство, Основы сценарной композиции, Режиссура фольклорно-этнографического театра
Стаж работы: 11 лет
Педагогический стаж: 5 лет

Повышение квалификации: «Работа над сценическим образом в системе профессиональной подготовки и воспитания актера», Институт дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов социокультурной сферы и искусства г. Йошкар-Ола, 72 часа, 2017 г./ «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г.
Награды и звания

  • Благодарственные письма учреждений города и области
  • Благодарность ГБПОУ ВО «ВОККИ» за подготовку и проведение Новогодних мероприятий (24.01.2014)

 

ВУКОЛОВА Ирина Владимировна

Занимаемая должность: преподаватель
Образование: высшее. ГОУ СПО «ВОККИ» в 2008 году. Специальность «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», квалификация — Руководитель творческого коллектива, преподаватель с углубленной подготовкой. ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых» в 2014 году. Специальность «Культурология».

Преподаваемые дисциплины: Основы сценарной композиции, Режиссура фольклорно-этнографического театра
Стаж работы: 7 лет
Педагогический стаж: 6 лет
Повышение квалификации: «Формирование духовно-нравственной культуры молодежи в контексте региональной модели художественного образования», ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 72 часа, 2017 г./ «Традиционная народная культура, праздники и обряды», ОЦНТ г. Владимир, 2018 г.

 

 

КАРЕЛИНА Таис Николаевна

Занимаемая должность: преподаватель
Образование: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».
Стаж работы: 10 лет
Педагогический стаж: 1 год

 

 

 

 

ФАДЕЕВ Иван Сергеевич

Занимаемая должность: концертмейстер
Образование: высшее. ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет» в 2002 году
Стаж работы: 10 лет
Педагогический стаж: 3 года
Квалификационная категория: высшая