Учебный театр «Открытое пространство»

Художественный руководитель народного коллектива Учебный театр «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО»:

профессор, народный артист РФ, лауреат премии правительства РФ им.Ф.Волкова, лауреата национальной театральной премии «Золотая маска»

Николай Анатольевич Горохов.

Режиссёр-постановщик:

театральный педагог, лауреат международных конкурсов, обладатель «Золотого Витязя», чемпион России по степу, обладатель «Золотой набойки», лауреат премии министерства обороны РФ, лауреат областной премии в области искусства и театральной премии имени народного артиста СССР Евгения Евстигнеева

Владимир Александрович Кузнецов

Преподаватель по сценической речи:

лауреат международных конкурсов и фестивалей, актриса

Ариадна Вадимовна Брунер-Кузнецова.

 

Участники народного коллектива Учебный театр «ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО» студенты IV курса специальности 52.02.04 Актерское искусство, вид – «Актер драматического театра и кино».
Достижения и результаты в участии на разных фестивалях и проектах:
2020 год – диплом 1 степени II конкурса художественного слова
«Струны моей души» в номинации «Стихотворения о любви. Поэты 20 века»,
ГБПОУ ВО «ВОККИ»;
2021 год – Свидетельство участника Двадцатых Молодежных Дельфийских игр России;
2021 год – дипломы 1 степени, 2 степени, 3 степени межрегионального конкурса «Новогодний серпантин» г. Киров, номинация – «Новогодний серпантин-чтецы»;
2022 год – дипломы 1 степени, 2 степени VIII Всероссийского конкурса театральных коллективов и художественного слова «Весь мир театр»г.Нижний Новгород, номинация – «Художественное слово»;
2022 год – дипломы 1 степени, 2 степени и Гран-при X Открытого областного конкурсахудожественного слова «Наше СЛОВО» г. Кольчугино;
2022 год – диплом 2 степени Общероссийскогоконкурса “Молодые дарования России”;
2022 год – Гран-при V Международного фестиваль-конкурса музыкального и театрального искусства «CONSONANCE» г. Владимир, номинация – «Театральное искусство. Художественное слово»;
2022 год – диплом 2 степени IV Всероссийского конкурса художественного слова «Классические и современные тексты» г. Екатеринбург

ТВОРЧЕСКИЕ ИТОГИ 4-ого актёрского курса ГБОУ СПО ВОККИ

Актёрская школа во Владимире уже существует более двадцати лет.
Первый набор состоялся в 2001 году, с тех пор каждые четыре года происходит новый набор и выпуск студентов по специальности «актёрское искусство» на базе владимирского колледжа культуры и искусства.
В 2023 году состоится уже пятый выпуск студентов-актёров, художественным руководителем которого бессменно остаётся народный артист РФ Николай Горохов.
Стоит сказать, что все выпущенные студенты с прошлых наборов работают в театрах России, но большая часть по окончании колледжа пополняет труппу владимирского академического театра. На сегодняшний день по статистике труппа владимирского театра состоит из 75 процентов из учеников профессора Николая Горохова.
Выпускник первого набора, сегодня это театральный режиссёр, вместе с народным артистом занимается более 15 лет педагогикой и делает дипломные спектакли на актёрских курсах, которые потом часто вливаются в репертуар владимирского театра: «Морфий» по М.Булгакову, «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому, «Праздник был» по В.Шукшину и др.
Можно говорить о слаженном педагогическом коллективе на курсе, как и по мастерству актёра, так и по сценической речи. Где благодаря молодому педагогу А.В.Брунер-Кузнецовой студенты завоёвывали награды на известных региональных и международных фестивалях.
За последний год на курсе уже выпущено: пять дипломных спектаклей:
— «МНОГО РИТМА ИЗ НИЧЕГО» — спектакль участник фестиваля «Кафедра» на базе ГИТИСа при московском театре «Школа современной пьесы» в 2021 году, а также спектакль игрался неоднократно в Москве на разных площадках, в том числе и в галерее «На Таганке» (реж. В.А. Кузнецов);
— «ОТТЕПЕЛЬ. КОРОТКИЕ ВСТРЕЧИ» — этот спектакль создавался по трём пьесам культовых советских драматургов, которым в Москве стоит памятник около театра «Табакерки»: Володина, Вампилова и Розова. В спектакле взяты начала трёх разных пьес времён 60-х годов: «Старший сын», «С любимыми не расставайтесь» и «Вечно живые». Постановка была показана в городе и области, а также была лауреатом международного фестиваля дипломных спектаклей «ТВОЙ ШАНС» 2022 г. в Москве в Театральном Центре «На страстном» (реж. В.А.Кузнецов);
— «СЧАСТЬЕ ВБЛИЗИ ЧЕЛОВЕКА» — спектакль создан по прозе совестких авторов Абрамова, Нагибина, Аксёнова и Казакова (реж. А.В Брунер-Кузнецова). Постановка неоднократно игралась в разных культурных центрах молодёжи города;
— «ПЕРЕСМЕШНИКИ» — детская композиция для любого возраста. Спектакль –эксперимент, где артисты сами озвучивают известные советские и российские мультфильмы и после дают мастер-класс для всех желающих зрителей (реж. А.В. Брунер-Кузнецова);
— «ДВЕНАДЦАТЬ» по революционной поэме А.Блока (реж. В.А.Кузнецов). Несмотря на недавнюю премьеру 12 ноября, этот дипломный спектакль стал визитной карточкой актёрского курса. Огромный резонанс в городе и за его пределами привлёк интерес многих известных культурных деятелей нашего города и даже Москвы.
Нашу театральную мастерскую на 4-м этаже ВОККИ посетили уважаемые гости.
Постановку увидели и оценили председатель законодательного собрания Владимирской области Владимир Киселёв, заместитель регионального министра культуры Олег Гуреев, ректор ВГУ им.Столетовых Анзор Саралидзе, представители народного фронта.
Из приглашённых столичных гостей побывал на спектакле московский театральный критик, театровед, основатель «Школы театрального блогера», председатель и эксперт национальной премии «Золотая маска» Глеб Ситковский.
После спектакля В. Киселёв подарил букет молодым артистам гороховцам: «Я вижу по спектаклю, что это уже готовая труппа и нужно искать помещение. И как только закончится ремонт владимирского театра драмы, мы сразу примемся за ваш коллектив. В этих стенах вам уже тесно.» Со своей стороны, председатель законодательного собрания пообещал в следующий раз прийти на постановку вместе с губернатором владимирской области Александром Авдеевым. Напомним, что спектакль уже видел Первый заместитель Губернатора Владимирской области, руководитель Администрации Губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов.
Анзор Михайлович Саралидзе так же одобрительно прокоментировал увиденный спектакль: «Если бы этот спектакль можно было бы оценить по 10 бальной шкале, я бы однозначно поставил ему 12!»
Спектакль «12» заставил вспомнить зам.министра культуры Олега Гуреева, когда он 5 лет назад работал в музее и делал выставку посвящённой 100-летию революции: «Сто лет назад случилась действительно трагедия, и в вашем спектакле эта тема звучит. Удивительно другое. Дети этих матросов, которые в 17году совершили переворот, в 1945 году также танцевали чечётку под «Эх, яблочко…», но уже в побеждённом Берлине. Вот такие весы истории. Это важно помнить.»
От представителей народного фронта молодые артисты получили коробки с вкусными подарками.
А уже после спектакля театральный критик Глеб Ситковский произвёл подробное обсуждение спектакля.
«Я думаю это удача и для коллектива и для режиссёра тоже. Я понимаю, почему такая задача ставится: через степ показать возможности студентов. Вы многое умеете. И это здорово. «12» Блока, действительно, я не могу вспомнить кто в последний раз, когда-то делал в форме спектакля? Были чтения, были какие-то композиции, но чтобы так, как вы через степ… Это интересно. Чечётка – это как некая манипулятивная практика в вашем спектакле. Она будит сознание своим ритмом и ты в зале не можешь оторваться от этого помимо своей воли, потому что это действует на каком то подсознательном уровне. Честно признаюсь, что я ехал с неким сомнением и думал, что это будет такой формальный спектакль и будет много энергии и минимум смыслов. Но мне кажется, что здесь этого не было. Умный, придуманный спектакль. Весь лоскутный. Во многом эклектичный, ведь тут что угодно и ДДТ, и Летов и даже реплики из «Бесов» Достоевского…Но это тоже, мне кажется, верным решением, потому что в поэме Блока постоянно сбивается размер стиха: то это частушки, то народные сказы, то заклинания. Для поэта была важна эта сбивчивая манера. Это его была попытка понять музыку времени. Ваш спектакль начинается парадоксально, с некого джинсового стиля и здесь я чувствую присвоение истории, через кабаретный образ. Было бы хуже, если бы вы играли в историзме, это было бы скучно, какие то дела давно минувших дней. Ведь важно сегодня понять зрителю: зачем это всё нужно. Зачем нам эти 12 идущих разрушителей? И у вас есть ощущение слома эпох. И есть присутствие страха, который и сегодня витает в воздухе… Мне кажется важным, что в определённый момент создаётся драматургия в спектакле. Вдруг на первый план выходит любовный треугольник Петьки, Ваньки и Катьки. Понятно, что с самого начала висит ружьё. И что оно потом выстрелит. И всё что было до этого треугольника, это был всего лишь степ, игра с ружьём, пока не пролилась первая кровь. Один из героев убивает эту Катьку. Это не просто уже разговоры и встречи. Вот в этот момент мы понимаем, что мировая гармония оказывается невозможна. И для меня важно, что в спектакле что-то ломается и он начинает постепенно заполняться красным цветом. Это и скатерть, и флаги, и эта царская мантия… И здесь на первый план выходит не просто степ, а смыслы.»
Многие после показа «ДВЕНАДЦАТИ» соглашаются с мыслью о необходимости нового молодёжного театра в городе. Актёрский курс из 15 студентов и педагогическая команда – представляют собой уже готовую труппу и коллектив с разнообразным театральным репертуаром.
Постановку в учебном театре уже увидели: сенатор О.Н. Хохлова, а так же заместитель губернатора владимирской области, курирующий вопросы соц. развития В.А. Куимов, епископ Ковровский Стефан, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области В.Ю. Картухин, министр культуры администрации владимирской области О.В. Дёмина. Спектакль не оставил никого равнодушным.
Особенно было важно, что наше постановку смогли оценить выдающиеся критики театральной России. И как обычно после спектакля состоялось подробное его обсуждение.
Кандидат искусствоведения, театровед, театральный критик, неоднократный эксперт национальной премии «Золотая маска»  Екатерина Борисовна Морозова высказала своё мнение об увиденном:
«Мы на самом деле не только критики и эксперты «Золотой маски», а ещё и преподаём на театроведческом факультете в ГИТИСе, и высшей школе искусств… вообщем, близко общаемся со студентами. Поэтому мы можем наблюдать, как формируется у сегодняшней молодёжи свой культурный путь. Так вот я, пожалуй, начну с того, что поздравлю город Владимир с высококачественным педагогическим составом актёрского обучения. Для меня важно всегда, чтобы я видела, слышала актёра, замечала то, как он работает с партнёром и особенно в ансамбле. И всё это есть в вашем спектакле. И всё это заслуга в большей степени педагогов. Я в первый раз знакомлюсь с вашим учебным заведением, и здесь имеет смысл говорить о высоком уровне  преподавателей. Я рада профессионально этой встрече. Что касается самого спектакля: конечно выбор материала, это всегда сложная тема. И ваш педагог предложил вам невероятную историю. Это не пьеса. А поэма Блока. И в вашем спеткакле доминирует не вербальный приём, а пластический. Чечётка. Очень сложная техника. И я честно скажу, когда вы чисто и четко выбиваете эти ритмы – у меня в воображении создаётся такой же чистый и чёткий образ всего. Мне поразительно насколько степ ложится на поэзию Блока. Насколько это точно. Не понимаю, почему раньше никто до этого не смог додуматься. Ведь попытки воспроизвести эти стихи на сцене были. Но всё заканчивалось лишь декламацией, поэтому, можно сказать смело что вы ещё являетесь первопроходцами. Абсолютное ноу-хау. Это очень убедительная компиляция содержания и формы. В спектакле много удачных решений. Удачно то, что вы не ограничили себя приёмом обычной агитки. Удачная тема рассказанной истории с Катькой и возникающий далее треугольник: Петруха, Ванька и Катька. Он в определённый момент становится выпуклой доминирующей линией. Хотя в этом спектакле, подчеркну, главное достоинство – ваша ансамблевость. Понятно, что «12» это особое произведение Блока. Мне нравится, что у вас больше чувственного отношения в спектакле. В этом плане вы ушли от обще-социального конфликта Блока и вытащили индивидуальную личностную историю. Я человек достаточно циничный, но хочу вас поздравить с очень хорошей работой. И желаю, чтобы ваша запредельная эмоциональность и раж не перевесили тему психологического существования в ролях!»
Театровед, театральный критик, неоднократный председатель и эксперт национальной театральной премии «Золотая маска» Александр Александрович Вислов также поделился своими впечатлениями:
«Ваш режиссёр, с которым мы хорошо знакомы, Владимир Александрович, давно меня звал на этот спектакль. Приезжайте, говорил, вам будет интересно, только учтите, помещение маленькое, будет жарко. Да. Признаюсь, было действительно и жарко, но и не менее интересно за всем этим наблюдать. Я уже не очень молодой человек, ближе по возрасту к Блоку. В моём возрасте иногда физиология берет верх. От жары я больше всего боялся заснуть. Так вот не только не заснул, а остался вам благодарен, что вы вернули меня в мою молодость. В то время, когда на рубеже, кажется, восьмидесятых годов, поднималась вся рок-культура и была та самая «жара» (а вы сегодня на сцене жарили своей энергией). Это было какое-то ощущение свободы  замечательной. Ведь молодые должны быть бойцами, должны ничего не бояться, должны более радикально смотреть на мир, должны отвергать с бОльшим или меньшим почтением своих «отцов» – ну, по-другому быть не может. Если молодые не отвергают «отцов», значит они ни на что не способны. И вот этот революционный дух рассерженных молодых людей  в вашем спектакле живёт. Мне очень отрадно, что вы сегодня протягиваете руку тому бесшабашному, лихому, дикому поколению моей молодости. Соглашусь, что в то время много было бессмыслицы, но из этого варева, из этой каши иногда рождалось всё самое интересное, важное и нужное в жизни и искусстве. И сегодня мы тоже находимся на каком-то переломе, мы тоже понимаем, что мир меняется. Как он изменится – бог весть, но именно поэтому и возник ваш материал, предложенный режиссёром. Блок «12».  «12» написано тоже в переломное время и поэтому ваш спектакль сегодня актуально звучит.  Ваше яростное существование с неким немым вопросом в глазах, которое я прочитываю практически у каждого на сцене «Что впереди?» и «Что с нами будет?» — это важная составляющая. По крайней мере для меня даже в финале остаются не решёнными эти вопросы.  И этот спектакль должен оставлять вопросы. Можно вспомнить, как половина друзей Блока перестали с ним здороваться, а Гиппиус видя его на улице Петербурга, переходила на другую сторону дороги, чтобы не встретиться. Когда Блока прокляли в буквальном смысле за эту поэму. Если мы знаем это, то мы понимаем, что «12» не может всем угодить. Это не тот спектакль, который будет благостным и всех устраивающим. Если бы вы поставили «12», которое было бы всеми равно-приятно – это было бы не «12». И мне импонирует ваше состояние бескомпромиссности существования в спектакле.  Эта режиссёрская застройка очень точная. Вы тут все короли и королевы. Хорошо, что  есть ощущение студийности, есть ощущение плеча. Вы действительно одна команда и это важный момент в будущем для решения вопроса о новом студийном молодежном театре, в который вы уже можете войти как готовый коллектив. Можно спорить о разных противоречивых решениях, но ваш задор и энергия снимают все вопросы. Это главное достижение работы. И думаю, золотую набойку нужно дать каждому из вас. Это чудесно что в зале нет свободных мест. И может быть в будущем вы будете вспоминать это время и спектакль «12», как лучшее, что с вами было. Сохраните это ощущение и память о дыхании зала, как некую квинтэссенцию вашей ансамблевости и успеха. Этот спектакль мог бы идти и не 1ч 15, а 3ч 15, потому что у него запас прочности огромный. Вообще можно ещё много сказать о вашем спектакле. Я вас поздравляю с этим успехом. Я понимаю и Николая Анатольевича Горохова, Владимира Александровича Кузнецова и Ариадну Вадимовну Брунер, почему они мечтают создать новый театр во Владимире. Дай вам Бог, чтобы вы смогли начать это новое театральное дело… Пусть эти «12» дают вам силу в любые переломные времена!»
А российский тележурналист, телеведущий, актер, режиссёр и театральный критик Александр Васильевич Мягченков, сказал на обсуждении спектакля следующие слова:
«Для было полной неожиданностью приглашение на спектакль «12» Блока. Дело в том, что я сейчас репетирую во владимирском театре «Лес» Островского. И я хочу сказать, что совершенно не пожалел, что пришёл и увидел ваш спектакль. Для меня это было неожиданно.  И я увидел не просто дипломный спектакль, а готовую труппу. Ту труппу, с которой, наверно, начинались в Москве молодёжные театры. Это и «Таганка» и «Современник».  Вам безумно повезло с такими педагогами. И я сейчас сидел и вспоминал свои студенческие годы. У вас современный, авангардный спектакль. Вроде бы ничего нет и есть всё. Пластика, слово, вокал, музыка, чечётка и смыслы. Меня всегда поражала дикая фантазия режиссёра Кузнецова, но при режиссёрской насыщенности сегодня я вас каждого разглядел, все ваши индивидуальности. А больше всего меня потрясла ваша свобода! Казалось бы, условия режиссёрские очень жёсткие и можно зажаться, но вы абсолютно естественно, и современно, и легко это играете. Про Блока даже лекции редко читают, а тут такое. Очень хотелось бы посмотреть и другие ваши работы.  Браво!»

Учебный театр ВОККИ «Открытое пространство» возник благодаря директору колледжа, Заслуженному работнику культуры РФ Г. И. Семёновой. Идея об учебном театре тесно связана с идеей о создании первого во Владимире актёрского курса.

 

«Открытое пространство» – экспериментальная площадка актёрского курса (художественный руководитель – Н. А. Горохов, Народный артист РФ). Это не просто сцена для дипломных спектаклей, это возможность создать что-то новое, открытое для новых форм и любых театральных проявлений, это, прежде всего, мастерская, лаборатория, где на первом месте стоит не производство, а искусство.

 

Первой постановкой на сцене учебного театра стал «Ревизор» Н. В. Гоголя, поставленный известным московским режиссёром Владимиром Беляйкиным. У каждого времени был свой «Ревизор». В трактовке В. Беляйкина «ревизором» выступает не что иное, как Последний суд. В первой же сцене нависает над всеми атмосфера какой-то вселенской жизни. И словно из разрядов ослепительных молний, пронизывающих тьму, пригибаются от ужаса при известии о ревизии городничий и его свита. Декораций почти нет, а сценическая выразительность достигается построением мизансцен, контрастными деталями, богатством пластики персонажей и образно насыщенными вставками между действиями.

 

Вторая постановка – спектакль по трагедии У. Шекспира «Гамлет», режиссёр – первый выпускник актёрского курса Владимир Кузнецов. Закончив после окончания колледжа РАТИ (ГИТИС), режиссёрскую мастерскую профессора И. Райхельгауза, он стал режиссёром-педагогом актёрского курса. «Мы попытались поставить спектакль о ЧЕЛОВЕКЕ, который, к сожалению, со столетиями лучше не становится. Он также страдает, плачет, мстит, убивает, хочет и не хочет жить и не может сам себе ответить на единственный вопрос: в чём смысл жизни?».

 

На сцене учебного театра «Открытое пространство» прошли дипломные спектакли актёрского курса под руководством Народного артиста РФ Н.А. Горохова:

— «Ревизор» Н. Гоголя, режиссёр В. Беляйкин, 2008 г.;

— «Гамлет» У. Шекспира, режиссёр В. Кузнецов, 2009 г.;

— «Мещане» М. Горького, режиссёр Н.А. Горохов, Народный артист РФ, художник – Е.А. Рыжова, Заслуженный работник культуры РФ, 2009 г.;

— «Свет, который везде и в нас тоже» по записям художника Б. Французова, режиссёр Н.И. Горохова, Заслуженный работник культуры РФ, проект А. Аладышева, А. Аладышевой, 2010 г.;

— «Морфий» М. Булгакова, режиссёр В. Кузнецов, 2012 г. Постановка спектакля осуществлена в рамках долгосрочной целевой программы Владимирской области «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;

— «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, режиссёр  В. Кузнецов, 2012 г. Постановка спектакля осуществлена в рамках долгосрочной целевой программы Владимирской области «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области»;

— «Жить бы да радоваться» В. Шукшина, режиссёр В. Кузнецов, 2017 г. Постановка спектакля осуществлена в рамках долгосрочной целевой программы Владимирской области «Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области».

 

Кроме этого: дипломный спектакль «Власть тьмы» А. Толстого, поставленный режиссёром Школы-студии МХАТ Владимиром Кузнецовым в 2004 году, который был сразу включен в репертуар Владимирского академического театра драмы. И все студенты, весь актёрский курс был принят в труппу театра.

 

И ещё три дипломных спектакля были поставлены на сцене академического театра:

— «Мужчина и женщина», режиссёр В. Беляйкин, 2005 г.;

— «Баллада о солдате» Г. Чухрая, режиссёр  А. Бурков, 2005 г.;

— «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, режиссёр  А. Огарёв, 2005 г.